Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

ГБУЗ ВО "Медицинский информационно-аналитический центр"

Наш адрес: 600000, г. Владимир, ул. Никитская, д. 3, т./ф.: +7 (4922) 32-74-98, 32-21-80, e-mail: vlad@medstat.elcom.ru

Владимир Сипягин: «Развитие цифровых технологий – эффективный инструмент для повышения доступности медицинской помощи»

15 ноября на базе Медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ) Губернатор Владимир Сипягин провел рабочее совещание по актуальным вопросам цифровизации системы здравоохранения Владимирской области. В нем приняли участие врио первого заместителя главы региона Марина Чекунова, директор департамента здравоохранения областной администрации Алексей Мозалёв и директор МИАЦ Иван Сметанин.

Как отметил глава региона, цифровизация региональной системы здравоохранения – это важнейшая задача по развитию всей медицинской отрасли. «Развитие цифровых технологий – эффективный инструмент для повышения доступности медицинской помощи и комфортности условий ее получения», – подчеркнул Владимир Сипягин.

До 2022 года в масштабах страны планируется завершить создание единого цифрового контура национальной системы здравоохранения. Цифровизация коснется маршрутизации и управления потоками пациентов, лекарственного обеспечения, лабораторных и инструментальных исследований, диспетчеризации санитарного авто- и авиатранспорта и других важных направлений.

Кроме того, цифровой контур охватит сельские медицинские подразделения. В него также войдут система телемедицинских консультаций, дистанционная диагностика, в том числе мониторинг состояния здоровья пациентов из групп риска в режиме реального времени.

Директор МИАЦ Иван Сметанин доложил главе региона, что во Владимирской области утвержден план по созданию единого цифрового контура здравоохранения. Так, до конца 2020 года запланировано полностью реализовать цифровизацию таких направлений, как управление скорой медицинской помощью, управление льготным лекарственным обеспечением и управление потоками пациентов.

Во Владимирской области, как и во всей стране, будет создан механизм взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

Губернатор взял под контроль создание единого цифрового контура здравоохранения не только в масштабе всего региона, но и каждой медицинской организации, поручив директору департамента здравоохранения регулярно информировать о ходе выполнения «дорожной карты».

В сфере особого внимания главы региона – развитие первичного звена системы здравоохранения, доступность и бесперебойность работы электронных сервисов по записи на прием к врачу.

В ходе рабочего совещания были также обсуждены планы модернизации регионального сегмента единой государственной информационной системы здравоохранения и планы по созданию центра обработки данных (ЦОД). Этот центр заработает в регионе уже в 2020 году, обеспечив безопасную централизованную обработку, хранение и предоставление информации, электронных сервисов и приложений.

Интернет-сайт центра привлечения медицинских кадров за три месяца работы помог трудоустроить в медучреждения Владимирской области 45 врачей

Эти данные были озвучены на презентации электронного ресурса регионального рекрутингового центра, которая состоялась 22 ноября в департаменте здравоохранения администрации области.

В мероприятии приняли участие врио первого заместителя Губернатора Марина Чекунова, директор департамента здравоохранения Алексей Мозалёв и его заместители, куратор центра привлечения медицинских кадров Екатерина Гриценко.

На презентации было отмечено, что за три месяца своей работы Интернет-сайт medicine33.com показал свою эффективность. Специалисты центра привлечения медицинских кадров за это время разместили 2500 вакансий по 70 специальностям на агрегаторе вакансий HeadHunter.ru. Кроме того, с 700 соискателями была проведена большая работа по вопросам трудоустройства. Сведения в отношении 327 специалистов переданы в работу медицинским организациям, 45 врачей уже приступили к работе и более 20 специалистов успешно прошли собеседование и сейчас оформляют документы с целью трудоустройства.

Интернет-сайт medicine33.com содержит семь разделов, где отражена вся основная информация о городах и медицинских организациях Владимирской области, об условиях работы и мерах социальной поддержки медицинских работников. Электронный ресурс имеет дружественный интерфейс, сочетая в себе привлекательный дизайн, удобную навигацию, высокую производительность и широкие функциональные возможности. Сайт интегрирован с программным обеспечением операторов рекрутингового центра и позволяет в режиме реального времени отслеживать заявки соискателей и дальнейший ход обработки данных, в том числе на уровне медучреждений.

Механизм взаимодействия с соискателем таков – после заполнения на сайте специальной электронной формы с указанием номера телефона и адреса электронной почты с потенциальным сотрудником в считанные минуты связывается оператор и предлагает свои услуги по дальнейшему сопровождению. Всё просто, удобно и технологично.   

Владимирский опыт по созданию интернет-сайта центра привлечения медицинских кадров уже по достоинству оценили на федеральном уровне. Министерство здравоохранения РФ рекомендовало эту модель портала для использования в других регионах. На днях во Владимир с этой целью приезжали представители Министерства здравоохранения Тульской области, на очереди – делегация из Нижнего Новгорода.

Как отметила врио первого заместителя Губернатора Марина Чекунова, Интернет-сайт центра привлечения медицинских кадров – это качественный, удобный, интерактивный продукт, который содержит всю необходимую и точную информацию для соискателей, которые изъявили желание трудоустроиться в медицинские учреждения Владимирской области.

– Этот ресурс необходимо совершенствовать для дальнейшего повышения эффективности его работы. В департаменте здравоохранения для этого есть все необходимые средства, – подчеркнула Марина Чекунова.

По словам куратора центра привлечения медицинских кадров Екатерины Гриценко, перед рекрутинговым центром стоят серьезные задачи по укреплению кадрового потенциала региональной системы здравоохранения. До конца 2023 года Центр должен на 90 процентов обеспечить потребность системы здравоохранения в квалифицированных медицинских кадрах, выстроить отлаженную систему по поиску и трудоустройству медработников.

Уже сейчас Центр стал связующим звеном между соискателем, кадровой службой департамента здравоохранения и учреждениями здравоохранения. За несколько месяцев его работы удалось реализовать много важных инициатив. Специалисты рекрутингового центра подбирают соискателям съемное жилье, а затем оказывают содействие при оформлении льготной медицинской ипотеки. Также большая работа проводится с медицинскими вузами и выпускниками.

Одним из знаковых событий в сфере укрепления кадрового потенциала отрасли стало проведение в этом году в Доброграде форума студентов-медиков «Futurum Est. Дело будущего». В нем приняли участие более 120 студентов – уроженцев Владимирской области. Среди них также были студенты-целевики нашего региона и будущие специалисты, проходящие практику в медицинских учреждениях города Владимира и области.

Напомним, что благодаря слаженной работе департамента здравоохранения, центра привлечения медицинских кадров и медицинских учреждений в текущем году в региональную систему здравоохранения прибыло 115 врачей-молодых специалистов, в том числе 37 человек в первичное звено. До конца 2019 года ожидается прибытие еще порядка 30 молодых врачей.

 

 

 

Главные врачи больниц Владимирской области привлечены к формированию единой системы для решения задач, определенных национальными проектами

15 ноября Губернатор Владимир Сипягин провел рабочее совещание с главными врачами больниц Владимирской области. В мероприятии приняли участие врио первого заместителя главы региона Марина Чекунова, директор департамента здравоохранения Алексей Мозалёв и его заместители. На совещании рассмотрены вопросы строительства новых фельдшерско-акушерских пунктов и меры по привлечению фельдшеров в учреждения по оказанию первичной медицинской помощи в сельской местности.

– Наша главная цель на ближайшие четыре года – достижение показателей, заложенных в национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография». Чтобы добиться ее, требуется внятное понимание механизмов реализации нацпроектов, грамотное планирование, четкое выполнение поставленных задач и безусловный контроль их выполнения. Все это возможно только при непосредственном участии руководителей-практиков на местах, успех в этой работе напрямую зависит от слаженной работы главных врачей районных больниц. Уверенному движению в этом направлении будут способствовать наши встречи лицом к лицу, – обратился Владимир Сипягин к руководителям медицинских учреждений области.

Участники совещания обменялись мнениями о том, насколько успешно функционирует действующая система развития первичной медицинской помощи и почему усилия по привлечению медицинских кадров в регион реализуются с недостаточной отдачей.

Губернатор поставил руководителям районных больниц задачу сосредоточить усилия на максимальном развитии первичной медицинской помощи на селе.

– Деятельность сельского фельдшера необходимо обеспечить всем необходимым, вплоть до автотранспорта, там, где для этого есть потребность. Не менее важно уделять внимание жилищным программам для медицинских работников в сельской местности. Именно на уровне ФАПов местным жителям должна оказываться вся возможная врачебная помощь, включая исчерпывающие меры по диспансеризации населения и по профилактике заболеваний, – отметил Владимир Сипягин.

Для повышения профессионального уровня фельдшеров обсуждалась возможность открытия во Владимирской области симуляционных классов или приобретения мобильного симуляционного центра.

Особое внимание на совещании было уделено развитию системы комплексных мер по привлечению медицинских специалистов во Владимирскую область. Прозвучали предложения увеличить квоты для поступления владимирских абитуриентов в медицинские вузы страны по целевому направлению, необходимость законодательной инициативы по предоставлению врачам социального жилья с возможностью его дальнейшего получения в собственность, ввести в регионе почетное звание «Владимирский врач», обеспечивающее различные доплаты и льготы.

Оживленное обсуждение специалистов вызвали инициативы главы региона по улучшению работы службы скорой медицинской помощи. В этом направлении обсуждались вопросы введения системы централизованных закупок транспорта и топлива, новые меры по привлечению фельдшеров для работы на скорой помощи, необходимость информировать население о современных стандартах оказания скорой медицинской помощи, в частности, о разнице между неотложной и экстренной помощью.

На совещании было решено создать рабочие группы, призванные выработать предложения по формированию единой системы для решения задач, определенных в регионе национальными проектами. По распоряжению Губернатора и с учетом мнения главных врачей начата подготовка новых законодательных инициатив, направленных на достижение целей, заложенных в национальных проектах «Здравоохранение» и «Демография».

Вебинар по АльфаДок

ГБУЗ ВО «МИАЦ» в рамках выполнения приказа департамента здравоохранения от 27.05.2019  № 286 «О внедрении средств автоматизации и выполнений требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты информации медицинскими организациями» информирует о проведении вебинара по сервису «АльфаДок» на тему: «Обучающий вебинар по внесению данных в ПК «АльфаДок»

Вебинар  будет проводиться  27 ноября 2019 года в 10.00.

Семинар «Работа в сервисе Альфадок»

22.10.2019 во Владимире состоялся семинар «Работа в сервисе Альфадок» для специалистов медицинских организаций по вопросу внедрения средств автоматизации и выполнении требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты информации медицинскими организациями.

 

Восстановлена работа электронного сервиса, связывающего специалистов медицинских организаций с Областной клинической больницей

 

В настоящее время в региональном сегменте Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) стала возможной запись к специалистам Областной клинической больницы по принципу «врач-врач» из большинства региональных учреждений здравоохранения. Об этом сообщил директор Медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ) Иван Сметанин.

Специалисты департамента здравоохранения администрации области, МИАЦ и медицинских организаций провели слаженную работу по устранению технического сбоя. Напомним, что из-за технических проблем работа данного электронного сервиса была временно приостановлена. Теперь медицинские работники большинства учреждений здравоохранения могут самостоятельно записывать пациентов на консультации к областным специалистам, что повысит доступность медицинской помощи и обеспечит более комфортные условия ее оказания.

Как подчеркнул директор МИАЦ Иван Сметанин, в перспективе к региональному сегменту ЕГИСЗ будут также подключены Областной клинический онкологический диспансер, Собинская районная больница, Центр специализированной фтизиопульмонологической помощи, Патакинская областная туберкулезная больница и Владимирский специализированный дом ребенка.

– Во владимирском онкодиспансере процесс электронной записи работает с использованием альтернативного электронного сервиса, что не отменяет наших планов по интеграции данного учреждения с региональным сегментом ЕГИСЗ, – отметил директор МИАЦ. 

совещание «Цифровой контур - итоги 6 месяцев 2019 года и перспективы»

15.08.2019 в 10:30 в актовом зале ГБУЗ ВО «Областная стоматологическая поликлиника» по адресу г. Владимир, ул. Никитская, д. 3, состоялось совещание «Цифровой контур - итоги 6 месяцев 2019 года и перспективы», с участием  руководителей государственных медицинских организаций и заинтересованных специалистов.

В числе вопросов были рассмотрены следующие:
1. Дегтерева М.И. - Цифровой контур - итоги 6 месяцев 2019 года и перспективы

2. Акимов М.В. - подсистема РИЭМК - доступ, передача данных, как использовать для врача. РЭМД - цели и порядок подключения

3. Маркова Е.С. - анализ результатов по государственной услуге запись на прием в электронном виде

 

О мониторинге доступности услуги "Запись на прием к врачу"

На сайте http://miac33.ru  и http://регистратура33.рф доступен новый функционал.

О требованиях к медицинским информационным системам

Введение

В настоящее время Минздравом в рамках национального проекта «Здравоохранение» реализуется федеральный проект «Создания единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ» (далее – «Цифровой контур»). Проект направлен на создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе ЕГИСЗ, что должно обеспечить цифровое преобразование и повышение эффективности функционирования отрасли здравоохранения на всех уровнях и создать условия для использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения. Более подробно об этом рассказано тут http://www.kmis.ru/blog/o-proekte-sozdaniia-edinogo-tsifrovogo-kontura .

Решение поставленных проектом задач будет осуществляться посредством внедрения и развития в регионах России информационных систем трёх основных видов:

  • государственных информационных систем в сфере здравоохранения (ГИС СЗ)субъектов РФ – то, что ранее мы привычно называли региональными медицинскими информационными системами (РМИС).
  • медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО)
  • информационных систем фармацевтических организаций (ИС ФО)

Частью 4 ст. 91 323-ФЗ, а также подпунктом 5.2.200 «Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации», утверждённого постановлением правительства РФ от 19.06.2012 № 608, предусмотрено, что Минздравом должны быть разработаны и нормативно утверждены требования к этим информационным системам. 

Во исполнение этого положения издан приказ Минздрава №911н от 24.12.2018 «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций».

Работа над документом велась Минздравом с привлечением экспертного сообщества в течение 2018 года. За основу были взятые утвержденные министром здравоохранения 1 февраля 2016 года «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО)» http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/351, а также «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональных медицинских информационных систем (РМИС)», утверждённые 28 июня 2016 года http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/391

Приказом Минздрава предусмотрено, что:

Государственные информационные системы в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации (ГИС СЗ) предназначены для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, необходимой для информационной поддержки управления деятельностью в сфере охраны здоровья, включая информацию о медицинских и фармацевтических организациях и об осуществлении ими медицинской и фармацевтической деятельности.

Медицинские информационные системы медицинских организаций (МИС МО) предназначены для сбора, хранения, обработки и представления информации, необходимой для автоматизации процессов оказания и учета медицинской помощи и информационной поддержки медицинских работников, включая информацию о пациентах, об оказываемой им медицинской помощи и о медицинской деятельности медицинских организаций.

Информационные системы фармацевтических организаций (ИС ФО) содержат информацию, необходимую для автоматизации процессов осуществления фармацевтической деятельности и информационной поддержки фармацевтических работников, включая информацию о фармацевтических организациях и об осуществлении ими фармацевтической деятельности.

МИС МО может быть представлена как самостоятельным продуктом, так и быть частью (подсистемой) единой региональной ГИС СЗ. В последнем случае, кроме прямых требований к ГИС СЗ, предусмотренных регулятором, она также должна соответствовать и всем установленным требованиям к МИС МО.

Обратим внимание, что согласно определению, ГИС СЗ должна содержать информацию по всем медицинским и фармацевтическим организациям региона, а это значит, что в ней должны быть представлены сведения и о частных организация, а не только государственных или муниципальных.

Операторами МИС МО, ГИС СЗ и ИС ФО являются региональные органы управления, уполномоченные на реализацию программ информатизации здравоохранения или организации, ими определенные. Таким образом, с юридической точки зрения оператором систем может быть не только региональное министерство или департамент здравоохранения – но и, например, министерство или департамент по информационным технологиям, если такое решение примет местная исполнительная власть субъекта РФ.

Главные особенности

В отличие от действовавших ранее «Методических рекомендаций», Приказ 911н имеет ряд существенных моментов, на которые необходимо обязательно обратить внимание и учитывать в текущей работе.

Самое первое – это общий характер документа. Раньше по МИС МО был свой документ, по РМИС – свой, а по ИФ ФО его вообще не было. Теперь Минздрав издал единый нормативно-правовой акт, регулирующий нормативные требования ко всем информационным системам здравоохранения.

Второе – документом урегулированы не только и не столько требования к функциям, но и требования к безопасности, применяемым общесистемным решениям и протоколам, а также к информационному взаимодействию информационных систем между собой, а также с ЕГИСЗ. 

Требования к функциональным возможностям носят теперь обобщённый характер и направлены на информационное сопровождение ключевых бизнес-процессов как внутри МО, так и в сфере управления здравоохранением, а не на детальное прописывание реализации той или иной функции. Иными словами, ранее Минздрав своими «Метод. рекомендациями» точно и детально говорил, какая функция должна быть в той или иной подсистеме, и какова должна быть глубина реализации этой функции. Теперь регулятор формулирует свои требования скорее к процессам, а не к функциям, оставляя тем самым разработчикам больше свободы в практической реализации требуемых возможностей и даже в известной степени открывая пространство для новых идей, развития и конкуренции, но вынуждая при этом обеспечивать глубину проработки информационной системы в том или ином процессе. 

Сами требования к функциям теперь даны в очень сжатой форме. Например, «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей МИС МО» содержали раньше 82 страницы текста, в новом Приказе Минздрава эти же функциональные возможности описаны на 4 листах.

Еще одно важное изменение: и в «Метод. рекомендациях» и в первых версиях Приказа 911н предусматривался поэтапный переход и развитие функциональных возможностей. Для этого все они были разделены на «базовый» и «расширенный» наборы. Базовые возможности следовало реализовать в течение 1 года после вступления приказа в силу (т.е. с 1 января 2020 г.), а расширенные – к 31.12.2020. Все это в финальной версии документа было удалено. Таким образом, как только приказ вступит в силу – все это требования к ГИС СЗ, МИС МО и ИС ФО сразу становятся обязательными к соблюдению.

Импортозамещение

Из технологических требований, пожалуй, самым главным и тяжелым для отрасли будет п. 9 б), согласно которому создание и последующее развитие информационных систем в сфере здравоохранения должны соответствовать требованиям постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Мы детально рассмотрели этот нормативный акт и дополнения к нему в статье http://www.kmis.ru/blog/o-trebovaniiakh-k-informatsionnym-sistemam-zdravookhraneniia-v-chasti-podderzhki-otechestvennogo-po. 

Для ясности поясним, что данное требование в приказе 911н означает, что МИС МО, ГИС СЗ и ИС ФО, начиная с 1 июля 2019 г., должны:

•    Присутствовать в «Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных», https://reestr.minsvyaz.ru/ 
•    Обеспечивать работу пользователей на ПК и терминалах (тонких клиентах)
•    Обеспечивать идентификацию и аутентификацию пользователей, в том числе с помощью ЕСИА.
•    Работать в русском интерфейсе.
•    Не требовать дополнительное ПО и шрифты, имеющие ограничения на его свободное распространение на территории РФ (читай – в Крыму).
•    В случае работы через браузер поддерживать применение не менее 3 браузеров разных производителей, сведения хотя бы об одном из которых включены в единый реестр российского ПО.
•    Поддерживать работу клиентской части под управлением не менее 2 ОС, включенных в единый реестр российского ПО, а также работу под управлением сертифицированных версий Microsoft Windows версии 7 и выше.
•    Поддерживать работу серверной части под управлением не менее 2 ОС, включенных в единый реестр российского ПО, а также работу под управлением сертифицированных версий Microsoft Windows Server версии 2008 и выше.
•    Иметь реализованные и задокументированные программные интерфейсы (API) для интеграции с другими системами, в том числе с ЕГИСЗ и иными информационными системами в сфере здравоохранения.
•    Поддерживать достаточно широкий спектр возможностей по импорту/экспорту данных.
•    Иметь развитую документацию, поставляемую с системой в электронной форме на русском языке.

Ну и наконец обратим внимание, что разработчик соответствующих систем должен будет соблюдать ряд дополнительных требований при оказании услуг технической поддержки, включая:

  • Информационная поддержка пользователей должна осуществляться на всей территории РФ без ограничений.
  • Сопровождение пользователей обеспечивается по телефону и электронной почте на русском языке в круглосуточном режиме.
  • Контактная и иная информация должна быть доступна на официальном сайте компании-производителя.
  • Должна быть обеспечена возможность сторонним разработчикам тестировать свои продукты в режиме интеграции с поставленной МИС МО, ГИС СЗ или ИС ФО.

Думаю, в настоящее время у нас на рынке пока отсутствуют программные продукты, которые абсолютно соответствовали бы всем заявленным требованиям импортозамещения и при этом имели бы выверенный и глубокий функционал, соответствующий всем положениям приказа. Боюсь, у операторов соответствующих систем некоторое время будет очень сложный выбор между продуктами, которые имеют всю необходимую функциональность и интеграции, но скорее всего лишь частичное соответствие импортозамещению и продуктами, полностью соответствующие предъявленным техническим требованиям – но не имеющие достаточной функциональности.

Ключевые технологические требования

Первый момент, на который обратим внимание – это требование п.9 к), согласно которому программно-технические средства информационных систем должны обеспечивать «… возможность информационного взаимодействия информационных систем между собой». Не секрет, что у нас в отрасли сейчас имеется серьезная проблема, связанная с тем, что в ряде регионов применяются различные МИС, информационный обмен между которыми не осуществляется. Более того, по-прежнему есть отдельные медицинские организации, чьи информационные системы не взаимодействуют ни с ЕГИСЗ, ни с региональными сервисами – такими как ИЭМК, «Электронная регистратура» и т.д. Причина этого явления достаточно часто была в технической незрелости отдельных решений или в нежелании разработчиков выполнять интеграции: предоставлять API и документацию. Именно как ответ на эту проблему ряд ОУЗ стали применять различные «интеграционные шины» и отдельные продукты для обмена данными. 

Теперь Минздрав ввел правовые основания требовать наличие возможности интеграции от разработчиков информационных систем. Думаю, наличие этого требования постепенно сделает применение различных «интеграционных шин» неоправданным с нормативной точки зрения. Логика de jure выстраивается такая: если в регионе используется некая общая региональная система, не позволяющая подключить МИС МО или ИС ФО к себе – то эту проблему можно будет с нормативной точки зрения устранять путем доработки ГИС СЗ, а не путем применения отдельной интеграционной шины.

Из других важных технологических требований к ГИС СЗ, МИС МО и ИС ФО выделим следующее:

1.    Должна быть обеспечена защита информации, содержащейся в соответствующей информационной системе, посредством применения организационных и технических мер защиты.
2.    Программно-технические средства информационных систем должны:
a.    Располагаться на территории РФ.
b.    Иметь действующие сертификаты, выданные ФСБ и ФСТЭК в отношении применяемых средств защиты информации.
c.    Хранить информацию в форме электронных документов, обеспечивая ее резервное копирование и восстановление.
d.    Обеспечить контроль доступа к документам, протоколируя и сохраняя сведения о предоставлении доступа и операциях с документами и метаданными, а также осуществляя автоматическое ведение журналов учета точного времени и фактов размещения, удаления и изменения информации.
e.    Обеспечивать бесперебойное ведение базы данных и защиту от несанкционированного доступа. Суммарная длительность перебоев в работе системы не должна превышать 4 часов в месяц.
3.    Должна обеспечиваться поддержка юридически значимого электронного документооборота, а это значит – что должна поддерживаться сертифицированная усиленная квалифицированная электронная подпись.
4.    Должны поддерживаться приём и передача сведений между информационной системой и ЕГИСЗ в объеме и сроках, предусмотренных постановлением правительства №555 от 05.05.2018 (подробно тут http://www.kmis.ru/blog/obsuzhdaem-proekt-polozheniia-o-egisz).


Функциональные возможности

Функциональные возможности региональных государственных информационных систем в сфере здравоохранения (ГИС СЗ) должны обеспечивать:
Поддержку принятия управленческих решений

  • Управление потоками пациентов (привычно мы называем это «электронными регистратурами»)
  • Управление скорой медицинской помощью
  • Ведение интегрированной электронной медицинской карты
  • Учет сведений о показателях работы здравоохранения региона, в том числе демографических показателей (рождаемость и смертность)
  • Ведение специализированных регистров по отдельным нозологиям и категориям
  • Сбор и обработку сведений об обеспеченности лекарственными препаратами, продуктами питания, медицинскими изделиями
  • Проведение телемедицинских консультаций
  • Организацию профилактики, включая диспансеризацию и профилактические осмотры
  • Организацию имуннопрофилактики
  • Ведение централизованной системы управления лабораторной диагностикой
  • Ведение центрального архива медицинских изображений
  • Автоматизацию процессов оказания медицинской помощи по отдельным нозологиям, самые важные из которых – онкология, сердечно-сосудистые заболевания, ведение беременных и пациенты, нуждающиеся в паллиативной помощи.
  • Обращение медицинской документации (электронных листков нетрудоспособности, электронных рецептов и т.д.)
  • Ведение единой региональной нормативно-справочной информации.

ГИС СЗ может включать иные информационные системы по решению Оператора.

Функциональные возможности медицинской информационной системы медицинской организации должны обеспечивать:

  • Ведение электронной медицинской карты (ЭМК) пациента
  • Мониторинг и управление потоками пациентов
  • Поддержку принятия управленческих решений в МО
  • Информационное взаимодействие с ГИС СЗ и ЕГИСЗ
  • Оказание медицинской помощи с применением телемедицины
  • Проведение профилактических осмотров и диспансеризации
  • Проведение иммунопрофилактики

МИС МО может поддерживать иные функциональные возможности по решению Оператора.

Остановимся чуть подробнее на ключевых компонентах МИС МО. Системы должны поддерживать ведение юридически-значимой электронной медицинской карты (ЭМК) в следующем объеме:

  • Протоколы врачебных осмотров, экспертиз, освидетельствований, сведений об оказанной медицинской помощи и т.д.
  • Назначение диагностических исследований и результаты (протоколы) их проведения 
  • Назначение и получение результатов лабораторной диагностики, включая интеграцию с региональной ЛИС или ЛИС, входящей в состав МИС МО.
  • Интеграцию с архивом медицинских изображений
  • Выписка листков нетрудоспособности, включая электронные листки нетрудоспособности и интеграцию с ФГИСЗ ЕИИС «Соцстрах»
  • Ведение индивидуальных программ абилитации и реабилитации
  • Ведение и выдачи медицинских справок, заключений, выписок и т.д.

Подсистема мониторинга и управления потоками пациентов должна поддерживать: 

  • ведение расписаний приема врачей, 
  • ведение листов ожиданий,
  • коечный фонд (для стационаров), 
  • учет прикрепленного населения, 
  • мониторинг сроков оказания медицинской помощи, предусмотренных программами госгарантий, 
  • интеграцию с региональной системой управления потоками пациентов (электронной регистратурой), а через нее – с сервисами личного кабинет пациента «Мое здоровье».

Подсистема поддержки принятия управленческих решений должна поддерживать:

  • автоматизированное формирование статистики, 
  • интеграцию с ТФОМС, 
  • полностью автоматические взаиморасчеты по ОМС на основе данных из ЭМК, включая ФЛК и МЭК,
  • информационную поддержку работы руководителя МО,
  • автоматизацию учета лекарственных средств, 
  • автоматизацию службы питания и т.д.

Обратим внимание, что формирование реестров счетов на основании «заколачивалок» талонов амбулаторных пациентов и карт выбывшего из стационара не рассматривается регулятором, реестры должны формироваться именно на основании сведений, автоматически забираемых из ЭМК.

Требования к интеграциям

Обобщенный анализ технических и функциональных требований показывает, что применяемые в регионе информационные системы в сфере здравоохранения должны обеспечивать соблюдение ряда не всегда явно указанных, но тем не менее подразумеваемых требований по интеграционным возможностям, включая готовую интеграцию с:

  • региональной системой бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) в части обмена сведениями о направлении на МСЭ;
  • региональной информационной системой территориальных фондов ОМС в части автоматической актуализации сведений о застрахованном;
  • федеральным сервисом нормативно-справочной информации в части автоматического двустороннего обновления онлайн сведений между региональной НСИ и федеральной НСИ, а также между МИС МО и региональной НСИ;
  • федеральным регистром медицинских работников в части актуализации сведений обо всех медицинских работниках медицинской организации;
  • федеральным реестром медицинских организаций в части актуализации сведений о медицинской организации и всех структурных подразделений;
  • федеральной электронной регистратурой, к которой должны быть подключены все амбулаторно-поликлинические подразделения МО, осуществляющие первичный прием граждан;
  • федеральной интегрированной электронной медицинской картой, к которой должны быть подключены все подразделения МО, участвующие в оказании медицинской помощи. Из МИС МО в ИЭМК должны передаваться структурированные сведения об оказанной гражданам медицинской помощи в формате, предусмотренном Минздравом;
  • федеральным реестром электронных медицинских документов, к которому должны быть подключены все подразделения МО, участвующие в оказании медицинской помощи. В РЭМД должны передаваться сведения о медицинских документах в форме электронного документа, формирование и хранение которых осуществляется в медицинской организации;
  • федеральной системой ЕГИСЗ «Соцстрах» в части ведения электронных листков нетрудоспособности

О проверке на соблюдение требований

В заключении хотелось бы напомнить, что федеральным проектом создания «Единого цифрового контура» предусмотрено, что регионы должны не просто внедрить МИС МО и ГИС СЗ – внедрённые системы должны официально соответствовать утвержденным требованиям Минздрава России, в том числе перечисленным требованиям к функциональным возможностям. 

Очевидно, что для соблюдения этого положения должна быть окончательно выбрана и предложена определённая методика независимой оценки информационных систем на предмет соответствия вышедшему приказу. Диалог о такой процедуре и даже пилотные ее «обкатки» велись в последние несколько лет. Возможно, в ближайшее время мы выйдем на какую-то финально утверждённую процедуру независимой сертификации, т.к. разработчикам, утверждающим, что их продукт всем требованиям соответствует, на слово никто верить не станет. Особенно контролирующие органы и, пожалуй, общественные организации, у которых в силу колоссальной суммы, выделенной на информатизацию, интерес к реализации проекта думаю будет неподдельный и глубокий. 

Источник: http://kmis.ru/blog/o-trebovaniiakh-k-meditsinskim-informatsionnym-sistemam

семинар «Цифровой контур здравоохранения и здравоохранение в цифре»

28.05.2019 в актовом зале ГБУЗ ВО «Областная стоматологическая поликлиника» по адресу г. Владимир, ул. Никитская, д. 3, состоится семинар «Цифровой контур здравоохранения и здравоохранение в цифре». В семинаре примут участие сотрудники государственных медицинских организаций ответственные за информатизацию учреждения

замминистра здравоохранения Елена Бойко – о приоритетах цифровизации российской медицины

Интервью TAdviser:
замминистра здравоохранения Елена Бойко – о приоритетах цифровизации российской медицины


С 2019 года в России стартовала работа над федеральным проектом «Создание единого цифрового контура здравоохранения». Объем предстоящих затрат – более 100 млрд рублей. Заместитель Министра здравоохранения Елена Бойко рассказала в интервью главному редактору TAdviser Александру Левашову об основных направлениях цифрового развития.

Что может ЕГИСЗ

Вы руководите информатизацией здравоохранения уже почти пять лет – до 2019 года в должности директора ИТ-департамента Минздрава, теперь же в качестве заместителя Министра. Значительно ли поменялись в связи с назначением на новый пост ваши задачи? Есть ли среди них задача проведения цифровой трансформации здравоохранения?

ЕЛЕНА БОЙКО: Со временем появляются новые цели, новые технологические возможности решения задач. То, что ранее казалось важным, сегодня выглядит тривиальным. Если первоначальной целью разработки и создания информационных систем в здравоохранении была интенсификация труда медицинских работников, то сегодня это изменение самой системы организации здравоохранения. За прошедшие годы определялись правовые очертания будущего цифрового контура здравоохранения, которые были закреплены в федеральном законе в 2017 году, подзаконных актах. Сегодня очевидно, что отношение к нашей деятельности как вне, так и внутри медицинского сообщества поменялось значительно. Цифровизация – это приоритет, необходимый инструмент, обеспечивающий современные требования к процессам организации системы здравоохранения. Сейчас профильные специалисты – и, в первую очередь, Министр здравоохранения Вероника Игоревна Скворцова – планируют трансформацию различных направлений системы здравоохранения с учетом цифры. Теперь мы проектируем новые процессы, а дальше нужно дорабатывать информационные системы. Я думаю, что изменение моего статуса как раз связано с тем, что задача цифровой трансформации здравоохранения стала государственным приоритетом.

 

На протяжении последнего десятилетия в создание и развитие Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), с учетом регионального финансирования, вложены десятки миллиардов рублей. Можно ли говорить о том, что появление этой системы принесло существенную пользу отрасли здравоохранения?

ЕЛЕНА БОЙКО: Для начала давайте разберемся в терминах. Судя по контексту вопроса, я понимаю, что под ЕГИСЗ понимается некое единое цифровое пространство здравоохранения страны в целом.

 

Которого нет?

ЕЛЕНА БОЙКО: Которое создается.

 

Я понимаю, что есть федеральная система ЕГИСЗ, и есть региональные системы…

ЕЛЕНА БОЙКО: Да, поэтому не совсем корректно утверждать, что на ЕГИСЗ тратились десятки миллиардов. На создание подсистем ЕГИСЗ за все годы с момента запуска израсходовано менее миллиарда рублей.

 

Согласен с уточнением. Десятки миллиардов вложены в закупку компьютеров и другой техники для медицинских организаций…

ЕЛЕНА БОЙКО: Не только. Это и создание систем связисервисов хранения данных, разработки и адаптации софта, разработки методологии и подготовки специалистов. Если говорить о ЕГИСЗ, то это федеральная система, у которой совершенно четко определены функции в соответствии с законом и постановлением Правительства РФ об этой системе. Безусловно, это связующее звено между всеми государственными системами субъектов, которое должно обеспечивать единое информационное пространство или цифровой контур здравоохранения. Сегодня некоторые задачи, поставленные перед федеральной системой, реализованы полностью, некоторые – частично. И если мы говорим о федеральной системе, то её польза очевидна и организаторам здравоохранения, и практикующим медицинским работникам, и гражданам.

Организаторам система помогает управлять ресурсами здравоохранения. Например, мы знаем какое количество студентов необходимо принять в медицинские вузы с учетом возраста работающих врачей в разных регионах страны. Мы видим, где расположены сегодня и где необходимо размещать медицинские организации с учетом критериев доступности медицинской помощи для первичного звена, для узкопрофильных направлений. ЕГИСЗ помогает определить, в каких населенных пунктах эти критерии не удовлетворяются. С использованием данной информации организаторы принимают решения о строительстве новых больниц, поликлиник, фельдшерских пунктов, о привлечении частных медицинских организаций в программу госгарантий, о закупке мобильных комплексов. Централизованные закупки лекарств Минздравом России также производятся в соответствии с данными ЕГИСЗ, а теперь мы с помощью новой подсистемы ещё анализируем средневзвешенные цены закупок субъектов РФ.

ЕГИСЗ обеспечивает связь между национальными центрами и головными организациями по каждому профилю в субъектах, и врачи в регионах, благодаря этому, могут получать консультации своих коллег из национальных центров. Для граждан мы открыли Личный кабинет пациента, услуги которого также предоставляются на едином портале госуслуг (ЕПГУ) с помощью ЕГИСЗ.

 

Запись на прием, в первую очередь?

ЕЛЕНА БОЙКО: Не только запись на прием, но и на диспансеризацию, профилактические осмотры, и получение информации о страховой медицинской организации, оформление полиса обязательного медицинского страхования. Это базовые услуги, и понятно, что они будут развиваться, сейчас с Минкомсвязью запланировали суперсервисы на ЕПГУ. В федеральном проекте «Создание единого цифрового контура на основе ЕГИСЗ» Национального проекта «Здравоохранение» обозначен показатель – возможность получения каждым гражданином доступа к своим электронным медицинским документам.

Если же говорить именно о цифровом контуре, то в регионах тоже произошли глобальные изменения. Во-первых, медицинские информационные системы или то, что у всех на слуху – электронные медицинские карты – это уже не какое-то исключение из правил. Они ведутся во всех медицинских организациях. По крайней мере, в головных. Сейчас стоит задача, чтобы все структурные подразделения тоже работали в этих системах. Медицинские организации уже формируют информацию в цифровом формате. С ней уже можно работать. Бизнес-процессы регионального здравоохранения тоже автоматизируются. Во всех субъектах создаются централизованные системы.

Самое главное, ради чего это делается – преемственность оказания медицинской помощи, повышение эффективности ее оказания. Понятная сегодня для реализации цель - сделать так, чтобы врачу, в какое бы медицинское учреждение человек ни обратился, была бы регламентировано доступна история его болезни, назначенных лечениях, медикаментозных исключениях. Это позволит повысить точность диагностики и эффективность лечения.

 

Общероссийский народный фронт проводил мониторинг подключения врачей к электронной медицинской карте и выявил в некоторых регионах очень низкие показатели. Например, в Нижегородской области всего 25%. Означает ли это, что сейчас, скорее всего, доктор не найдет данные о пациенте, приехавшем из другого региона?

ЕЛЕНА БОЙКО: Ну что же, «человек, который хочет носить красивую бороду, выглядит сначала не бритым». Это проблемы роста. Преемственность, в том числе, межрегиональную, обеспечит ЕГИСЗ, когда к ней подключатся все структурные подразделения медицинских организаций (а это десятки тысяч) и начнут создавать цифровые медицинские документы, базы данных доступные для анализа и обработки. После принятия закона (об информационных технологиях в здравоохранении) была введена новая подсистема ЕГИСЗ –реестр электронных медицинских документов. Эта база данных хранит по каждому пациенту информацию о том, какие электронные документы по нему были созданы, какого типа, где они хранятся – в какой медицинской организации. Именно эта подсистема обеспечит гражданину возможность получить доступ к своему документу через ЕПГУ. Также гражданин сможет поделиться этим документом с врачом, с которым посчитает необходимым. Закон был принят в 2017 году, вступил в силу в 2018 году. Тогда же, в 2018 году мы начали создавать этот реестр, и теперь подключаем к нему все субъекты РФ.

В плане федерального проекта указано, что к реестру должны подключиться все медицинские организации. Я думаю, что в 2019-2020 гг. мы подключим головные учреждения, а в 2020-2021 гг. – их структурные подразделения. Таким образом, преемственность будет обеспечена.

 

Успеете?

ЕЛЕНА БОЙКО: Думаю, что это реально. Безусловно, есть субъекты РФ, которые отстают. У них пошли проблемы еще со времен программы модернизации. Мы их будем усиленно подтягивать, тем более что у них теперь есть средства на это, а у нас – основания в соответствии с законом.

 
 
Роль ЕГИСЗ в цифровизации российского здравоохранения (кликните, чтобы увеличить)


Умные помощники для врачей

В 2014 году, выступая на форуме CNews, вы рассказывали о суперкомпьютере IBM Watson, который научился поддерживать принятие решений в медицине. И тогда вы говорили о том, что в России есть перспективы сделать подобное решение, только дешевле и лучше. Удалось?

ЕЛЕНА БОЙКО: В этом направлении тоже есть результаты. Поддержку принятия врачебных решений мы разделили на несколько направлений. Первое – это справочные системы. Они не требуют какой-то сложной аттестации, скорее не трансформируют работу врача, а только помогают. Это все, что сейчас есть в различных мануалах, медицинских учебниках, инструкциях. Например, совместимость лекарственных препаратов. Справочники встраиваются в медицинские информационные системы, которые работают в поликлиниках, больницах. Это инструмент врача, и разработчики систем значительно продвинулись в его создании.

Второе направление – более продвинутое. Недавно вышел закон, который вступит в действие с 2022 года, о единых клинических рекомендациях. Это документы, разрабатываемые профессиональными некоммерческими организациями, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы лечения пациента, и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний. По сути, это алгоритмы, которыми врачи должны руководствоваться при оказании медицинской помощи.

 

Они будут разработаны по всем профилям врачебной деятельности?

ЕЛЕНА БОЙКО: Да, безусловно, они будут утверждены и пересматриваться не реже одного раза каждые три года.

 

Вы должны их оцифровать, чтобы они могли так же встраиваться в медицинские системы и были доступны врачам?

ЕЛЕНА БОЙКО: Да, точно. Обеспечивать информационную поддержку действий врачей.

 

А сейчас как врачи получают доступ к необходимой информации?

ЕЛЕНА БОЙКО: Например, получают информацию из медицинской литературы, журналов, материалов конференций, отчетов головных организаций. В базе этому учат в медицинских вузах. Если мы оцифруем клинические рекомендации, то можно будет реализовать более сложные алгоритмы в медицинских информационных системах. Они подскажут врачам, на что обратить внимание и какие диагностические исследования нужно сделать, в зависимости от анамнеза пациента, его возраста, хронических заболеваний. Этим мы будем заниматься в рамках Национального проекта «Здравоохранение». Нужно будет развивать медицинские системы с учетом каждого профиля.

Здесь как раз отчетливо видно изменение в наших подходах. Это не просто автоматизация существующих ранее процессов, это перестройка процессов, а потом уже их оцифровка. От логики создания неких форм и медицинских документов мы переходим к информационному сопровождению медицинских процессов.

Наконец, третье направление– это возможность использования больших накопленных данных для того, чтобы обучать машину. Это перспектива и сегодня в нашей стране ряд компаний и организаций серьезно занимаются разработками в области искусственного интеллекта. Цифровые данные, создаваемые в медицинских информационных системах агрегируются и обрабатываются в обезличенном виде в централизованных системах. Структурированные данные содержат информацию о назначенных лекарственных препаратах, терапии, результатах лечения. Это ценные данные для медицинской науки, которые лягут в основу создания медицины будущего.

При создании систем в здравоохранении на региональном и на федеральном уровне применяется принцип датацентричности. Важная задача – обеспечить единство форматов, и дальше мы перейдем на новую ступень поддержки принятия врачебных решений. И речь сегодня идет только о поддержке, а не замене врача.

 

Т.е. в перспективы того, что машина будет принимать медицинские решения самостоятельно, вы не верите?

ЕЛЕНА БОЙКО: Машина — это инструмент, используется как второе мнение. Нужно понимать, что человеческий организм индивидуален и сложнее, чем любой алгоритм. Если определено, что человеку при таком-то заболевании нужно сделать три процедуры, врач может сказать, нет, этому человеку нужно сделать четыре процедуры или две. И врач несет за это решение полную ответственность. Машина, безусловно, может помогать. Допустим, компьютерную томографию параллельно могут расшифровать и врач, и машина. То есть, это как некая дополнительная проверка.

 

Как это будет реализовано на практике?

ЕЛЕНА БОЙКО: Клинические рекомендации должны будут использоваться в медицинских информационных системах. Но подходы должны быть едиными. Поэтому в ЕГИСЗ развивается подсистема ведения нормативно-справочной информации, использование которой обязательно для всех разработчиков медицинских информационных систем.

 

Сценарии и перспективы телемедицины

Министр Вероника Скворцова в недавнем интервью сказала, что большинство регионов уже имеет телемедицину. Какие именно телемедицинские услуги доступны в регионах? Каковы сценарии использования?

ЕЛЕНА БОЙКО: Телемедицина, действительно, есть во всех субъектах, за последние несколько лет регионы приобретали оборудование, нарабатывали опыт использования. В 2017-2018 гг. к интернету подключились все больницы и поликлиники. Таким образом, они имеют возможность работать в периметре телемедицинских консультаций. Минздрав, в свою очередь, создал федеральную телемедицинскую систему, подключили более 700 головных организаций субъектов (областные больницы, являющиеся учреждениями т.н. третьего уровня, - прим. TAdviser), которые могут получать круглосуточно экстренные и плановые телемедицинские консультации по разным медицинским профилям в Национальных медицинских исследовательских центрах. В субъектах уже сложилась практика, когда организации первого и второго уровня могут обратиться за консультацией по какому-то случаю к специалисту своего субъекта в организацию третьего уровня. Если случай сложный, то подключается Национальный центр.

Теперь перед нами стоит задача обеспечить соответствие телемедицинских консультаций требованиям нормативных правовых документов. После принятия 242 закона, в продолжение, был издан приказ Минздрава о порядке проведения телемедицинских консультаций, описывающий сценарии врач-врачи врач-пациент. В приказе прописаны жесткие требования, например: участники– врачи и пациенты – должны понимать, с кем они взаимодействуют дистанционно. Если человек позвонит врачу анонимно и, допустим, скажет «у меня болит голова», это не будет являться телемедицинской консультацией. Это будет просто совет, «звонок другу», что-то в этом роде. А когда врач и пациент идентифицированы, взаимодействие происходит в правовом поле. Участники телемедицинского «общения» должны четко понимать, каковы их права и какова ответственность сторон. Поэтому первое требование – это идентификация. Второе – результат взаимодействия должен быть задокументирован и храниться, как медицинская документация, подписанная усиленной электронной подписью врача (УКЭП).

Таким образом, наша задача сейчас – сделать так, чтобы этим требованиям соответствовали все телемедицинские консультации, врачей нужно обеспечить УКЭП, чтобы обмен информацией в цифровом формате был легитимным, граждане должны быть идентифицированы посредством единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИАЭлектронного правительства.

 

Т.е. если я не доверяю врачу, то смогу обратиться к другому через телемедицинский сервис?

ЕЛЕНА БОЙКО: Если вы не доверяете по какой-то причине врачу, то следует обратиться к другому врачу. Дистанционные консультации в соответствии с законом разрешены, но масштабного использования пока не получили. В государственную систему здравоохранения они не введены, но и в частной системе здравоохранения тоже не особо применяются. В законе обозначено, что первичное обращение может быть организовано дистанционно, но только для консультации, сбора анамнеза. После очного обращения, когда врач уже назначил терапию, он сможет дистанционно ее корректировать. Например, если от пациента будут получены данные о давлении, и врач увидит, что терапия подействовала, значит он сможет снизить дозировку лекарства.

 

То есть, количество визитов ногами к врачу все-таки может сократиться?

ЕЛЕНА БОЙКО: Может сократиться, да.

 

Но за диагнозом прийти все равно потребуется?

ЕЛЕНА БОЙКО: Да. Диагноз дистанционно ставить нельзя.

Перспективным направлением является дистанционное наблюдение за состоянием здоровья посредством медицинских изделий. Предстоит определить для каких заболеваний и каких состояний возможно дистанционное наблюдение. Возможно, со временем оно будет введено для лечения некоторых хронических неинфекционных заболеваний. Для этого, во-первых, нужны надежные и зарегистрированные медицинские изделия - в России такие разрабатываются. Во-вторых, нужна апробация, доказательство эффективности, понимание каким образом это реализовать, чтобы не перегружать врача постоянным потоком информации с персональных медицинских приборов.

 

А у врача будет регламент, по которому он должен будет следить за этой информацией, допустим, раз в сутки?

ЕЛЕНА БОЙКО: Возможны различные способы организации получения и обработки такой информации. Например, специализированные сервисные медицинские организации, будут непрерывно получать данные с приборов, с помощью информационных систем, анализировать их и уведомлять врача при существенных или заданных отклонениях.

В поликлинике в Перми я видела работу мобильного приложения, в которое пациенты из группы риска с сердечно-сосудистыми заболеваниями могут вносить данные о своем давлении для наблюдения врачами. Сейчас сердечно-сосудистые заболевания – это основная причина смертности в РФ. Высокое давление может быть предвестником этих заболеваний. За давлением нужно следить, вовремя его корректировать. Пожилые люди как правило относятся к внесению своих данных более ответственно. А когда речь идет о 30-40-летних, начинаются сложности. Сегодня они могут вспомнить и внести данные, а завтра – забыть. В итоге в половине случаев наблюдение срывается, потому что пациенты просто забывают вносить эту информацию. Отсюда вывод, приборы должны быть такими, чтобы человек ничего не вносил, а устройства сами могли передавать данные. Нужно развивать технологии. Но и граждане должны более ответственно относиться к своему здоровью, основной акцент на профилактике, цифра должна в этом помочь.

 

Какие еще есть подвохи предстоит учесть в будущем?

ЕЛЕНА БОЙКО: Еще один важный момент – защита персональных данных. Цифровые гаджеты, которые что-то измеряют и куда-то отправляют, ни с кого разрешения не спрашивают. Они становятся все более удобными, и это здорово, когда ты можешь управлять не только своим автомобилем или домом, но и своим организмом. Если приборы иностранного производства, то зачастую все данные «улетают» куда-нибудь в Google и хранятся уж точно не на серверах РФ. Сейчас даже весы с ведома и без ведома могут отправлять данные. Кто, как и с какой целью использует эти данные непонятно.

Если граждане сами покупают такие приборы, производители должны их информировать о том, что происходит с их данными. Ответственность в этом случае несет покупатель. А за то, что внедряется в периметре государственной системы здравоохранения, несет ответственность государство, медицинские организации. Поэтому, если лицензирование для обращения на территории нашей страны проходят иностранные медицинские изделия, их производители должны выполнять определенные требования. Данные должны передаваться только в медицинскую информационную систему организации, где пациент лечится.

Вообще, в рамках развития цифровой экономики, не только в здравоохранении, нам предстоит ответить на многие вопросы о данных. Например, данные о гражданах – они чьи? Национальные, персональные? Кто и в каком режиме может иметь к ним доступ? Что с ними вообще можно делать? Объемы цифровых данных увеличиваются с огромной скоростью, и эти данные могут приносить значительную пользу, менять образ жизни. Но возникает вопрос – а какие риски? Надо понимать, что и единичные персональные данные имеют ценность. Но когда мы говорим о стране, о нации...

 

Понимая ситуацию со здоровьем нации, можно на нее влиять...

ЕЛЕНА БОЙКО: Именно так.

 

Завершая с телемедициной, верно ли утверждение, что сейчас основной сценарий ее использования – это взаимодействие врач-врач, обращение к более квалифицированным врачам за консультацией?

ЕЛЕНА БОЙКО: Не только. Это контроль диагностических исследований и второе мнение. Для этого не обязательно знать пациента, нужны результаты исследований, заключения.

Хороший пример есть в Москве, где создан новый сервис, новая сущность в системе здравоохранения – референс-центр, который дистанционно проверяет качество диагностики в медицинских организациях. К нему подключают все радиологическое цифровое оборудование, установленное в медицинских организациях. Все диагностические исследования хранятся централизованно в защищенной базе данных сервиса. Их описывают и расшифровывают по-прежнему врачи медицинских организаций. При этом специалисты референс-центра выборочно проверяют результаты расшифровки. Задача референс-центра – обеспечив дополнительный контроль и обучение врачей повысить качество исследований. Врач – это профессия, в которой необходимо развивать и подтверждать свои компетенции регулярно. Поэтому каждые пять лет доктора проходят аккредитацию. Цифровые технологии делают непрерывное обучение врачей реализуемым, удобным, эффективным. Благодаря им работа каждого специалиста становится «прозрачной» на протяжении всего времени, а не выборочно, раз в 5 лет. А значит можно постоянно предлагать врачу информацию, учебные материалы, консультации, поддержку, непрерывно повышать уровень специалиста.

Итак, с помощью цифровых, а точнее – телемедицинских технологий создается новая организационная сущность. Раньше такой формы реализации процессов мед.организаций и применения телемедицины не существовало. Наша цель – вывести на новый уровень систему организации консультирования, «второго мнения», постоянной информационной поддержки, обеспечить внедрение и использование новых регламентов, клинических рекомендаций, а значит – обеспечить самый высокий уровень качества и доступности медицинской помощи.

 

Отслеживается ли динамика применения телемедицинских технологий в России?

ЕЛЕНА БОЙКО: Да, медицинские исследования, в том числе, телемедицина, включены в государственное статистическое наблюдение. Но мы, безусловно, черпаем информацию не только из статистики, а из информационных систем.

 

Каким образом статистика собирается?

ЕЛЕНА БОЙКО: Заполнением различных форм, в основном. Но вызов перед Росстатом – это собирать все с помощью «цифры».

 

Какие еще способы следить за динамикой вам доступны?

ЕЛЕНА БОЙКО: После каждого оказанного случая медицинской помощи формируется эпикриз, содержащий информацию об оказанных мед.услугах. В ЕГИСЗ эта информация хранится в обезличенном виде, но нам этого достаточно для того, чтобы понимать, что была телемедицинская консультация. Также мы отслеживаем количество проведенных телемедицинских консультаций Национальными медицинскими центрами.

 

О бюджете и основных статьях цифрового контура здравоохранения

В 2016 году был принят приоритетный проект «Электронное здравоохранение». Что с ним произошло? Почему потребовалось принимать федеральный проект о цифровом контуре? Как эти два проекта связаны между собой?

ЕЛЕНА БОЙКО: Приоритетный проект был сконцентрирован на госуслугах в сфере здравоохранения для граждан. В рамках приоритетного проекта мы запустили Личный кабинет пациента на портале госуслуг. Информационная поддержка оказания медицинской помощи посредством медицинских систем, их развитие, инфраструктура и так далее, были за периметром приоритетного проекта.

Задачи Федерального проекта намного шире. В составе национального проекта «Здравоохранение» восемь федеральных проектов. Они посвящены борьбе с основными заболеваниями населения – сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, повышению эффективности оказания медицинской помощи детям, развитию первичной медико-санитарной помощи, профилактике заболеваний, подготовке медицинских кадров.

«Цифрой контур» – это обеспечивающий проект. Он не только о госуслугах и об ИТ-инфраструктуре. Его результаты являются инструментом для реализации остальных федеральных проектов здравоохранения.

 

Т.е. задачи того приоритетного проекта влились в этот – федеральный?

ЕЛЕНА БОЙКО: Да.

 

Каков бюджет федерального проекта о цифровом контуре?

ЕЛЕНА БОЙКО: На шесть лет предусмотрено около 107 миллиардов рублей из федерального бюджета плюс софинансирование субъектов РФ. Большая часть средств предназначена для реализации мероприятий в субъектах, федеральная часть – это развитие ЕГИСЗ, центр компетенций, а также на федеральные учреждения.

 

Какая часть будет выделена субъектам?

ЕЛЕНА БОЙКО: Субъектам предусмотрен 81 миллиард из 107.

 

И 26 млрд на федеральные задачи?

ЕЛЕНА БОЙКО: Да.

 

Как распределяются эти деньги по годам?

ЕЛЕНА БОЙКО: На первые три года 70%.

 

Если говорить о самых крупных задачах субъектов, в чем они будут состоять?

ЕЛЕНА БОЙКО: Это перестройка процессов регионального здравоохранения, межведомственного взаимодействия, развитие медицинских информационных систем, внедрение их во всех структурных подразделениях медицинских организаций, подключение к централизованным региональным системам и ЕГИСЗ, обучение медицинских работников, а также развитие ИТ-инфраструктуры – это ЦОДы, компьютеры, защищенные каналы и т.д. К интернету фельдшерские пункты подключает Министерство цифрового развития за счет бюджета национальной программы «Цифровая экономика».

 

Кто будет платить за трафик?

ЕЛЕНА БОЙКО: По вновь подключаемым медицинским организациям трафик будет оплачиваться из «Цифровой экономики». По тем, которые уже подключены, оплачивают субъекты.

 

За федеральные деньги компьютеры в медицинских организациях последний раз обновлялись в 2010 году?

ЕЛЕНА БОЙКО: В 2012.

 

То есть, им сейчас по семь лет, и они будут списываться?

ЕЛЕНА БОЙКО: Все не так плохо. В основном субъекты обновляли компьютеры за средства региональных бюджетов, ОМС. За последние три года приобретено более 280 тысяч единиц.

 

То есть, потребности в компьютерах не такие уж и серьезные?

ЕЛЕНА БОЙКО: Да, но придется закупить компьютеры для рабочих мест всех медицинских работников.

 

Следующие крупные статьи расходов – это дата-центры, это медицинские информационные системы. Что еще?

ЕЛЕНА БОЙКО: Региональные системы.

 

А если говорить о федеральном уровне, о той части бюджета, которая идет в Минздрав и в федеральные учреждения, здесь какие основные задачи?

ЕЛЕНА БОЙКО: Это ЕГИСЗ – сопровождение, развитие. У нас тут нет никаких скачкообразных увеличений потребностей. Мы остались примерно в таких же границах, что и в предыдущие годы. Каких-то новых сверхсущностей в рамках ЕГИСЗ сейчас не планируется. Только планомерное развитие в соответствии с задачами Федерального проекта.

 

Довольны ли вы единственными исполнителями – «Ростехом», «Ростелекомом», «Восходом»? Планируется ли как-то менять эту конфигурацию в ближайшие годы?

ЕЛЕНА БОЙКО: Да. В соответствии с распоряжением Правительства продлен статус данных организаций как единственных исполнителей на 2019-2020 год.

 

Занимаетесь ли вы импортозамещением?

ЕЛЕНА БОЙКО: На федеральном уровне мы осознали необходимость импортозамещения давно, поэтому ЕГИСЗ написана на свободном программном обеспечении. Регионам мы также транслируем необходимость использования решений, изделий и оборудования преимущественно отечественных производителей.

 

В этом году впервые офисный софт для федеральных ведомств будет закупаться централизовано, через Министерство цифрового развития. Вы отправили им свою потребность?

ЕЛЕНА БОЙКО: Да, отправили.

 

А сами пилотировали, например, «МойОфис»?

ЕЛЕНА БОЙКО: Пилотировали в подведомственной организации. В центральном управлении еще нет.

 

Замечаний было много?

ЕЛЕНА БОЙКО: Продукт нужно еще развивать, но, если нам завтра скажут, что мы должны на него перейти, мы с этим тоже справимся.

 

Что касается нормативной, законодательной, законотворческой деятельности, каковы ваши приоритеты?

ЕЛЕНА БОЙКО: В 2017 году был сделан прорыв – принят закон, который задал основные рамки. Теперь мы должны определить каждую деталь – как и что будет работать. Например, по всем подсистемам ЕГИСЗ мы должны выпустить порядки их функционирования и взаимодействия с системами регионов и учреждений. Должны определить порядок и форматы электронного документооборота между участниками цифрового контура здравоохранения. Уровень этих документов – приказы Министерства здравоохранения.

 

ЕГИСЗ и коммерческая медицина

Хочется понять перспективы взаимодействия государственной системы здравоохранения с частными клиниками и с онлайн-сервисами. Видно, что большой интерес к здравоохранению проявляют «Яндекс», «Сбербанк». Возможно ли в дальнейшем сращивание цифровых услуг в области здравоохранения, оказываемых человеку частными и государственными организациями?

ЕЛЕНА БОЙКО: Перспективы очевидны. В законе определено, что поставщиком информации в федеральную систему ЕГИСЗ являются медицинские организации. Там не написано «государственные организации».

 

Т.е. любые?

ЕЛЕНА БОЙКО: Все получившие лицензию на оказание медицинской помощи. В подсистемы ЕГИСЗ, предназначенные для управления ресурсами национальной системы здравоохранения, в которую входят и государственные и коммерческие организации, все будут обязаны предоставлять информацию. Присоединение к транзакционным системам коммерческих мед. организаций – тоже вопрос времени, они будут заинтересованы подключиться к цифровому контуру чтобы их пациентам было удобно.

В законе также определено понятие «иные системы», речь о коммерческих организациях, не являющихся медицинскими, но которые готовы предоставлять гражданам различные сервисы при их согласии, с использованием данных ЕГИСЗ. Это может быть платформа, которая связывает медицинскую организацию и пациента. В постановлении Правительства 447 описан порядок регистрации таких организаций.

 

Уже есть практика такого взаимодействия?

ЕЛЕНА БОЙКО: Провайдеры сервисов, претендующие на то, чтобы получать информацию из ЕГИСЗ, должны пройти аттестацию в ФСТЭК и ФСБ, а потом подать заявку в Минздрав. Далее Минздрав должен аккумулировать эти заявки, вынести на рассмотрение президиума правительственной комиссии по цифровой экономике.

 

Его кто-то прошел до конца?

ЕЛЕНА БОЙКО: Недавно в Минюсте был зарегистрирован приказ Минздрава, который утверждает форму заявки на регистрацию «иной системы». Так что поданные заявки организаций будут вынесены на рассмотрение Президиума.

 

Какого рода организации? Телемедицинские сервисы?

ЕЛЕНА БОЙКО: Это частные организации, которые занимаются не обязательно телемедициной. Они разрабатывают различные сервисы – как вести здоровый образ жизни, например.

 

А как им поможет ЕГИСЗ?

ЕЛЕНА БОЙКО: Они будут получать информацию о врачах, медицинских организациях, статистику.

 

Ожидаете ли вы серьезной востребованности ЕГИСЗ среди коммерческих организаций?

ЕЛЕНА БОЙКО: Это получит востребованность, но и усложнит жизнь тем, кто сегодня предоставляет подобные сервисы без оглядки на защиту персональных данных и без должного документирования. Этой сфере еще предстоит серьезное взросление.

 

Подключившись, пройдя весь этот путь, коммерческие сервисы смогут работать по той же схеме, которая вырабатывается для государственных учреждений – с идентификацией врача и пациента, с документированием каждого взаимодействия?

ЕЛЕНА БОЙКО: Да.

 

То есть, частные сервисы получат и новые возможности, и новые требования…

ЕЛЕНА БОЙКО: Именно так. И я думаю, что их будет немного. Мой прогноз - все сведется к нескольким крупным платформам, на базе которых будут оказываться медицинские сервисы для граждан. И уже к этим платформам будут подключаться различные поставщики услуг.

 

Грубо говоря, появится еще один «Яндекс» или Mail.ru в сфере цифрового здравоохранения?

ЕЛЕНА БОЙКО: Возможно. И он будет нести ответственность за качество сервисов.

 

Кажется, может быть, ошибочно, что коммерческие клиники с точки зрения внутренней информатизации, автоматизации ушли вперед относительно государственных. Видно, что у врачей относительно свежие компьютеры, современные интерфейсы, налажена система электронных карт. Следите ли вы за коммерческими лучшими практиками? Обмениваетесь ли с ними опытом?

ЕЛЕНА БОЙКО: Во-первых, ненужно забывать, что это все-таки организации, которые извлекают прибыль. Бизнесмены давно поняли, что цифра – это инструмент, который им позволяет экономить деньги. Поэтому они готовы оплачивать ИТ-инфраструктуру. Во-вторых, нужно помнить о существенно разном масштабе государственных и коммерческих клиник – у них меньше инерция. Что касается медицинских информационных систем, я бы не сказала, что они функционально продвинулись куда-то дальше, чем те, что используются в государственных мед.организациях.

Поучиться у коммерческих клиник стоит тем сервисам, которые они делают для людей. Они нацелены на извлечение прибыли. И естественно, их KPI – чтобы пациент вернулся в клинику в следующий раз. Личные кабинеты, которые они делают, с возможностью отслеживания, например, показателей здоровья, это, действительно, удобно. Можно также отметить удобные интерфейсы информационных систем. Но разработчикам систем для коммерческих клиник также придется учитывать новые требования законодательства, развивать их наравне с государственными организациями.

 

А вы им даете такую возможность?

ЕЛЕНА БОЙКО: Да, федеральные справочники, клинические рекомендации в цифровом формате будут доступны как единая нормативно-справочная информация для всей национальной системы здравоохранения.

 

Как будет управляться процесс цифрового развития

Поменяется ли в связи с вашим назначением на пост заместителя Министра структура управления цифровизацией, информатизацией внутри Минздрава?

ЕЛЕНА БОЙКО: В Минздраве продолжит работу департамент цифрового развития. Он обеспечит подготовку нормативных правовых актов и администрирование проектов, во взаимодействии в основном с тремя организационными методологическими и техническими центрами. Первый - «Центр компетенций цифровой трансформации здравоохранения», который был создан недавно на базе подведомственной организации министерства ЦНИИОИЗ (Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения). Второй –федеральный центр, который отвечает за координацию цифровизации федеральных учреждений Минздрава, обеспечивает эксплуатацию и развитие ведомственных информационных систем министерства. Третья наша опора – это единственные исполнители.

 

Сколько человек работает в федеральной команде цифрового развития здравоохранения, если учитывать и центр компетенций, и департамент, и ресурсный центр, и единственных исполнителей?

ЕЛЕНА БОЙКО: Несколько сотен человек. При этом мы сейчас подбираем сотрудников в Центр компетенций, нам нужны ещё люди.

 

Выбран ли руководитель департамента цифрового развития Минздрава?

ЕЛЕНА БОЙКО: Да, в ближайшее время вы с ним познакомитесь) Он ранее также занимался цифровизацией социальной сферы.

 

Какие функции возложены на центр компетенций?

ЕЛЕНА БОЙКО: В первую очередь, методология для разработки информационных систем, с учетом анализа процессов системы здравоохранения. Почему это важно? Мы утвердили требования к информационным системам медицинских организаций и требования к функционалу централизованных систем регионального уровня. В документе сказано, какой функционал должны обеспечивать такие системы(диспетчеризацию скорой помощи, систему телемедицинских консультаций, единую систему

лабораторных исследований, центральный архив медицинских изображений и другие), но по каждой подсистеме требуется проработка процессов, описание реализации таких систем. Для этого планируется привлечение профильных специалистов и экспертов.

Кроме того, Центр компетенций должен обеспечить сопровождение реализации Федерального проекта в регионах и федеральными учреждениями, аналитику, разработку нормативно-справочной информации, концептуальных документов, проработку вопросов новых технологий и важных вопросов для цифровизации здравоохранения.

 

Каким образом планируется организовать экспертную работу?

ЕЛЕНА БОЙКО: По различным направлениям и вопросам создаются рабочие группы. Задача сотрудников Центра компетенций обеспечить модерацию рабочих групп, а участниками будут специалисты профессионального сообщества. Результатом их работы должны стать методические документы, требования к развитию информационных систем или к разработке нормативных правовых актов.

От организации работы всех участников, задействованных в реализации Федерального проекта и в развитии цифровой медицины в нашей стране, зависит очень многое. Нужны новые компетентные кадры, инициативные эксперты, которые действительно готовы созидательно работать. Организовать слаженную работу экспертов на федеральном уровне и в регионах, в этом вижу основную задачу.

У нас есть мечта, ясные цели, есть достигнутые результаты и поэтому мы будем продолжать. Уверена, реализация национального проекта положительно изменит жизнь граждан нашей страны.

Источник: http://zdrav.expert

семинар «Реализация Постановления Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 “О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения”

24.05.2018 в 11:00 в актовом зале ГБУЗ ВО «Областная стоматологическая поликлиника» г. Владимир, ул. Никитская, д. 3 прошел семинар «Реализация Постановления Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 “О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения” с участием  руководителей негосударственных медицинских организаций и специалистов ответственных за информатизацию учреждения.

ИМТСибирь 2019

Сотрудники ГБУЗ ВО "МИАЦ" приняли участие в Всероссийском форуме ИТМ Сибирь 2019, прошедшего 15-16 мая 2019 г. в Новосибирске.
 
В рамках форума рассмотрен положительный опыт эксплуатации ИТ систем в региональном здравоохранении, принесший конкретные результаты для системы здравоохранения в целом и отдельных ее участников: пациентов ,врачей, учреждений, их взаимодействия в процессе оказания медицинской помощи и профилактики здоровья.
Программная часть сформирована по направлениям реализации федерального проекта "Цифровой контур здравоохранения" и призвана дать возможность региональным ИТ координаторам и заинтересованным специалистам получить экспертизу и опыт внедрения отдельных компонентов, их интеграции и порядка совместной работы. Обсуждение возможностей и эффективности для системы здравоохранения региона систем и компонентов ИТ инфраструктуры, рассмотрение опыта их внедрения, экспертное обсуждение призваны сформировать и сформулировать единое понимание среди медицинского сообщества, разработчиков, управленцев  приоритетности и функциональности процессов и технологий, способствовать выработке согласованной стратегии действий в интересах всех участников процесса оказания медицинской помощи.

Тематика форума:

1.    Государственные информационные системы в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации: реализация задач создания и эффективного функционирования цифрового контура здравоохранения в рамках национального проекта «Здоровье», как части информационной инфраструктуры региона. Актуальный опыт и текущие задачи по эффективному использованию, интеграции и развитию.  
2.    ИТ инфраструктура и приложения, как часть персоноцентрированной медицины. Драйверы нового качества и эффективности медицинской помощи.
•    Организация вертикальных регистров по приоритетным направлениям оказания медицинской помощи;
•    Управление потоками пациентов;
•    Ведение интегрированных электронных медицинских карт пациентов. Интеграция, организация межведомственного взаимодействия;
•    Телемедицинские консультации;
•    Управление льготным лекарственным обеспечением, электронный рецепт;
•    Управление скорой и неотложной медицинской помощью;
•    Административно-управленческие системы(подсистемы).
Использование автоматизации для повышения эффективности системы здравоохранения. Бережливые технологии.
3.    Автоматизированная аналитика, системы искусственного интеллекта и поддержки принятия медицинских и управленческих решений. Новые технологические вызовы и их применение в цифровом здравоохранении. Новые технологические вызовы и их применение в цифровом здравоохранении.
4.    Кибербезопасность. Вызовы и угрозы. Отраслевые решения. Нормативное-правовое регулирование.
5.    Современные аспекты применения телемедицинских технологий.
Особенности организации межведомственного взаимодействия. Участникам форума предоставляется возможность публикации результатов своих исследований в научных изданиях, индексируемых ВАК и РИНЦ. 

Читать в источнике

Кировская область - абсолютный лидер в развитии цифровой медицины в России

Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова назвала Кировскую область абсолютным лидером в развитии цифровой медицины в России! Сегодня на расширенном заседании коллегии Минздрава я поделился опытом региона в сфере цифровизации здравоохранения. Информационные технологии помогли нам сделать запись на прием к врачу удобной, у нас работает система электронного регулирования очереди, вся медицинская документация в регионе ведется в единой комплексной информационной системе в электронном виде, мы активно применяем телемедицинские технологии, пациентам после операций на сердце устанавливаем системы дистанционного мониторинга и многое другое. Все это делается, в первую очередь, для пациентов, для продления жизни каждого кировчанина, для того, чтобы медицина была доступна всем. Мы знаем, что в сфере здравоохранения еще немало проблем, которые нам предстоит решить и мы будем работать в этом направлении. К слову, Вероника Игоревна предложила транслировать наш опыт на всю Россию. Приглашаем коллег из других регионов для обмена опытом!

 Подробнее: https://www.facebook.com/gubernator.vasiliev/videos/293512981541658/